Наставничество
Документы
Цель: развитие представлений у наставляемых об особенностях проведения утреннего и вечернего круга.
Задачи:
- познакомить с методикой организации и проведения утреннего и вечернего круга.
- познакомить с принципами и методами взаимодействие воспитателя с детьми во время утреннего и вечернего круга.
- дать возможность применить полученные знания на практике.
Ход семинара-практикума:
Перед тем как приступить к нашему семинару предлагаем Вашему вниманию мультфильм, после которого вы сможете объяснить в чем заключается основная суть наставничества.
Мы говорим о наставничестве с вами и делаем акцент, что мы не требуем от вас полностью копировать то, чем мы с вами делимся. Вы адаптируете все что мы вам предлагаем, весь материал под себя и под своих детей. Убираете то, что вам не нужно, находите интересные методы и формы самостоятельно. Но есть моменты когда проведение определённого образовательного мероприятия требует знания методики и без этого мы никуда не двинемся, поэтому для вас мы сегодня подготовили семинар-практикум «Утренний круг, как одна из форм работы с детьми» после опроса, который мы проводили с вами ранее.
Сегодня обсуждаем технологию проведения «утреннего круга», так как запроса на «вечерний круг» от вас не поступало. Но чтобы освежить память, мы немного затронем в конце и организацию и проведение «вечернего круга».
Информацию об утреннем круге мы решили преподнести в виде гайда. Что такое гайд? Это инструкция, руководство, эдакий план действий. В нем описывается порядок действий для достижения конкретного результата. Этот гайд поможет вам проводить «утренний круг» легко и эффективно.
На самом деле эта технология не такая инновационная как мы думаем, она появилась уже достаточно давно и прочно укрепилась в дошкольном образовании. Например, «утренний сбор» пришел в детские сады вместе с методикой Марии Монтессори еще в 80-е годы прошлого века.
Эту технологию называют по-разному: детский совет, утро радостных встреч, групповой сбор. В программе «От рождения до школы», 2019 года, этот элемент в режиме дня появился под названием «утренний круг».
«Утренний круг» что это? (предположения наставляемых). Это начало дня, когда дети собираются все вместе для того, чтобы порадоваться предстоящему дню, настроиться на «работу», поделиться впечатлениями, узнать новости, обсудить планы и договориться о правилах.
Именно на утреннем круге зарождаются и обсуждаются новые приключения, обсуждаются «мировые» и «научные» проблемы, а также планируются моменты, в которых дети становятся участниками образовательной деятельности. Воспитатель здесь несет функцию модератора, то есть он не главный, он просто направляет «сюжет» разговора в нужное, правильное русло. Это место для общения взрослых и детей, задающее смысл и стиль всей жизни группы.
Важно помнить, что «утренний или вечерний круг» – это не занятие.
Участие в нем не обязанность, а возможность приятного, эмоционально и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослым.
Структура проведения тоже очень гибкая, по ситуации можно обойтись без какого-либо компонента.
Позывной – поговорим позже
Приветствие – пожелания, комплименты, подарки, внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.
Новости наиболее насыщенная часть. Такое общение и обсуждение позволяет слышать друг друга, слышать разных людей, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и способу выражения мысли, по темпу и стилю речи.
Обмен информацией
Игры по теме недели – ее основа веселая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения.
Право выбора в центрах активности.
«Утренний круг» рекомендуется проводить, начиная с младшего дошкольного возраста, то есть с 3 лет (в некоторых программах, начиная с раннего дошкольного возраста). Начинать можно с 5 – 10 минут и постепенно увеличивая длительность до 20 минут. Время проведения утреннего круга зависит от возраста детей и от того, во сколько начинается и заканчивается завтрак. Как показывает практика проводить «утренний круг» сразу после завтрака не всегда удобно. Когда «утренний круг» прочно войдет в жизнь вашей группы, то можно успеть проводить его после завтрака, иногда сдвигая время первого занятия (это удобно если нет занятий у специалистов или есть дополнительное время между занятиями).
Уже на начальном этапе рассадки в круг нужно обратить внимание на некоторые моменты:
- Кто с кем сядет рядом;
- Кто всегда стремится сесть рядом с воспитателем, а кто подальше;
- Есть ли ребенок, которого не пускают в круг.
- Обратите внимание, все ли дети умеют вступать в контакт или избегать нежелательного контакта, могут ли они договориться о совместных действиях.
И здесь мы предлагаем вам примеры рассадки в кругу:
- По росту
- По дате рождения
- Чередование мальчика и девочки
- По спектру (преобладание цвета в одежде)
- По порядку прихода в сад (смываемым фломастером ставить цифры на руке)
«Утренний круг» начинается с рассадки детей и это можно сделать традицией группы.
- Можно использовать музыку и тогда Вам не нужно будет созывать всех детей и повышать голос, если кто-то не услышал. За Вас все сделает музыка. Это своего рода позывной.
- Можно использовать колокольчик, бубен или изготовленный совместно с детьми шумовой инструмент. У нас есть вот такая музыка (включается музыка, все участники семинара-практикума прослушивают).
- Микрофон для исполнения любимой песни группы (1-2 ребенка начинают петь, другие подхватывают, таким образом постепенно собираются все дети)
- Стихотворения
- Мигание светом фонарика
- Подвижная игра «Паровозик» или «Поезд» дети и воспитатель изображают поезд, собирают детей по группе и привозят на место группового сбора и т.д.
Как только дети услышат сигнал они сразу поймут, что пора собираться в круг. С детьми постарше можно вместе придумать по какому сигналу Вы будете собираться.
Если Вы только начинаете проводить «утренний круг» или у Вас дети младшего дошкольного возраста, то «удержать» детей в кругу Вам помогут медиаторы пространства. Это могут быть детали от напольного пазла, самодельные сшитые подушечки, самые простые «сидушки» для стульев. Получается, что у каждого ребенка свое «гнездышко» и дети спокойно сидят в кругу.
В начале воспитатель сам раскладывает их, через некоторое время дети могут делать это самостоятельно.
При проведении «утреннего круга» дети высказывают свои мысли, задают вопросы, много отвечают и предлагают идеи. Как сделать, чтобы общение не превратилось в «базар», чтобы дети не перебивали? В этом Вам поможет «игрушка – говорун». У нас это совушка, она «дает» право говорить. Правило такое: «У кого в руках игрушка, тот и говорит». Иногда используют микрофон, но мягкую игрушку удобнее перекидывать друг другу.
Когда мы только вводим эту технологию в «жизнь» группы, могут возникнуть трудности с подбором тем для общения. Какие же темы можно использовать для общения на «утреннем круге»?
Обмен новостями после выходных: «Кто хочет рассказать, что интересного было у Вас в выходные? Чем Вы занимались? Как прошли Ваши выходные?
Осуждения разных ситуаций, произошедших в группе: кто-то отнял игрушку, взял без разрешения, одна девочка подговаривает другую не дружить с кем-то. Таких ситуаций в жизни детей много, замечаем и выносим на обсуждение (можно использовать вымышленные имена детей, чтобы не пристыдить при всех, а объяснить, как можно разрешить конфликт).
Новая книга или игра. Прежде, чем положить в центр новую игру, можно поговорить о ней на «утреннем круге». «Как Вы думаете, что это за игра? Чему он может Вас научить? Какие правила в ней могут быть? С кем бы Вам хотелось в нее поиграть»?
Правила группы. «Как Вы думаете, для чего нужны правила? Что может произойти, если их не соблюдать? Какие правила есть в раздевалке»? Или, «У нас возникла проблема, дети часто ссорятся в центре песка. Как Вы думаете, какие правила могут нам помочь»? – «Наши правила, что в раздевалке нельзя шуметь, сегодня не работали. Как Вы думаете, почему? Как нам исправить эту ситуацию»?
Проектная технология: высказывание идей по решению проблем или выстраивание гипотез, планирование, распределение в «рабочие группы», корректировка идей – все это можно обсуждать на "утреннем круге". «Вчера на прогулке мы заметили, что на дереве растет мох. Полина сказала, что мох на дереве растет только с северной стороны. Как Вы думаете, может ли такое быть? Как мы можем это проверить»?
Планирование предстоящей недели: Эту тему хорошо обсуждать в пятницу, например: «Следующая неделя у нас будет посвящена жизни диких животных в лесу. Про каких животных Вам хотелось бы узнать? А может кто-то из Вас уже знает, как некоторые животные готовятся к зиме и захочет об этом рассказать нам»?
«Мозговой штурм»: детям можно задать вопрос, который заставляет рассуждать, думать и спорить. Например, «Как могли бы выглядеть динозавры, если бы они жили в наше время»? Или, «Что для птиц страшнее: голод или холод»?
Свободная тема: иногда бывает, что обсуждать нечего и тогда, позвольте себе отдать инициативу в выборе темы, в руки детей. Если дать такую возможность детям, то можно с удивлением обнаружить насколько необычные, яркие идеи приходят им в голову. Как разгорается спор, дискуссия, как они пытаются отстоять свою точку зрения.
«Вечерний круг» проводится в форме рефлексии – обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Это помогает детям научиться осознавать и анализировать свои поступки и поступки сверстников. Дети учатся справедливости, взаимному уважению, умению слушать и понимать друг друга. Проводить его можно перед вечерней прогулкой.
Вопросы, которые можно задать детям в конце дня:
- Что Вам запомнилось больше всего?
- С какими трудностями Вы столкнулись? Что помогло с ними справиться?
- Что было самое смешное, необычное?
- О чем бы Вы хотели поделиться со своими родителями?
- Что нового Вы узнали? Где это можно применить?
Появились ли у Вас вопросы?
Говорят, что личность развивается в общении и посредством общения. Поэтому приглашаем вас на практике поучаствовать, что такое утренний круг, а заодно и пообщаться!